О Новокузнецком отделении СХР

Мы одна из молодых общественных организаций в составе ВТОО «Союз художников России» – самого масштабного и массового объединения художников страны и зарубежья. Родословная отделения ведется от Кемеровской областной организации с 1989 года. Процесс становления нашего отделения на территории Кузбасса и Новокузнецка описан новокузнецкими искусствоведами: В. А. Панжинской – Откидач; Л. Г. Даниловой, системно изучивших историю художественной жизни города и Т.М. Высоцкой, автором-составителем юбилейных альбомов и каталогов Новокузнецкого отделения, а так же в справочных изданиях О.М. Галыгиной.
Избранность профессии «художник» в том и состоит, что память о нем сохраняется не только в фотографиях и сердцах близких. Она остается в холстах и графических листах, в памятниках, созданных скульпторами и монументалистами; в альбомах и каталогах, написанных искусствоведами; на страницах журналов и газет, воспетая журналистами – преданными поклонниками местной творческой среды. «Память эпох и поколений» хранится в фондах городского художественного и краеведческого музеев, музеев Сибири и России, в общественных зданиях, культурных и образовательных учреждениях, в городской среде, в частных собраниях, воспоминаниях коллег и современников.
Поэтому в раздел юбилейной выставки, по традиции, включена экспозиция произведений мастеров, ушедших из жизни, чье творческое наследие находится в собрании НХМ. Второй раздел составили произведения современных, ныне живущих, художников. Третья часть – коллекция графических листов, подаренных авторами своему отделению, которая была систематизирована, оформлена и впервые обнародуется в залах Дома творческих Союзов.
У выставки, как у произведения искусства, должно быть имя для ее идентификации в истории. Пять лет назад мы многообещающе провозгласили: «25 лет Новокузнецкому отделению СХ России: продолжение следует». Поэтому и нынешнее образное название – «Новые горизонты» – символично и оправдано. На наш взгляд, оно отвечает чувству подъема, который переживает коллектив после успешного проведения межрегиональных проектов «Сибирь-12», «Сибирь. Регионы»; перспектив выставочной деятельности по реализации художественного проекта «Форма», который включит молодых и зрелых художников трех Федеральных округов: «Урал – Сибирь – Дальний Восток»; в виду перспектив открытия в Новокузнецке Сибирского центра современного искусства.
«Горизонт», как известно, – это линия, визуально разделяющая небо и землю, у нее нет края и до нее нельзя добраться, но на ней есть точка схода. У каждой творческой личности есть своя «линия горизонта», а у всех нас общая точка схода – «Союз художников России». И, конечно, наше родное отделение, которое объединяет, поддерживает, стимулирует и представляет искусство Новокузнецка на разных выставочных площадках сибирского и всероссийского масштабов.
Ну чем не горизонты, расширившиеся до огромного культурного пространства?! Безусловно, что многие из нас и ранее были участниками или инициаторами проектов, конкурсов, научных конференций регионального и российского уровня по линии НХМ, региональных организаций СХ, галереи «Сибирское искусство», художественных выставочных проектов созданных А.В. Сусловым («След», «МОСТ»). Теперь же стратегия нашего городского отделения стала программной не только для художественной жизни Новокузнецка, Сибири, но и России, фокусом творческих событий. Ощущение, что «продолжение следует» и перспектив «новых горизонтов» возникло и благодаря успехам молодых художников, недавно принятых в Союз, но имеющих огромный послужной список выставок регионального и российского уровня. Отмеченных высокими наградами и поддержанных со стороны СХ России стипендиями и премиями (Екатерина Чепис, Илья Храбрый, Ярослава Хмель, Всеволод Суслов, Илья и Никита Ключниковы, Ирина Луцишина, Елена Зерфус, Анна Добровольская). Это поколение, родившееся в восьмидесятые годы, местное, взращенное в Новокузнецком колледже искусств, в Красноярской и Новосибирской «школах».
К своему тридцатилетию, не смотря на преобладание «возрастных» членов СХ, мы не устали, а окрепли и оживились. Череда «весенне-осенних» экспозиций сменилась практикой выставок конкретизированных идеей и темой, таких как «Тепло Кузбасса», «Продукт на экспорт», выставочные проекты межрегиональной молодежной группы «МОСТ», молодежный выставочный проект «Окна», «Белое крыло»; организацией индустриальных пленэров, конкурсными выставками «На встречу 400-летию града Кузнецкого», издательскими планами каталогов и альбомов.
На пустом месте ничто не вырастает: прежде нас жившие и творившие, старшие коллеги-современники своей творческой деятельностью подготовили и поддерживают прекрасную почву для полнокровной современной художественной жизни. Ретроспективная часть экспозиции – важный культурный срез эпохи и «портрет» личностей самих художников.
Свои «горизонты» были у поколения пятидесятых-шестидесятых годов, которые были членами общей для Кузбасса организации СХ. Они просматриваются в листах С.А. Бачевского, А.С., Холодова, в картинах Ю.Г. Лобузнова, в скульптуре А.И. Брагина, отразивших позитивное мироощущение и дух романтического отношения к реальности. Для того поколения главным предметом художественного осмысления были заводы и шахты, магистрали и линии высоковольтных передач, портреты типичных тружеников Кузбасса. Графические листы Холодова, мастерски исполненные в индустриальном жанре, – эти знаки эпохи «соцреализма», остались непревзойденными по символической силе образов. Галерея портретов А.И. Брагина так же обладает весомостью образов и вещностью формы.
Живопись И.А. Лебедева и Г.И. Елина из фондов НХМ являет образцы обновленных принципов художественной образности семидесятых годов, стилистически более смелой и декоративной. Произведения из ретроспекции художественной жизни того периода отразили осмысление современности, полное надежд и свершений, память о времени, когда человек – человеку был товарищ и брат, а мироощущение было едва ли не общим для всех. Впрочем, на каждом временном отрезке местной истории искусства выделялись художники-лидеры, определявшие творческие ориентиры и атмосферу жизни коллектива.

В экспозиции представлены произведения из объемных авторских коллекций тогда еще молодых художников Новокузнецка: Александра Бобкина, Николая Мигулина, Виталия Карманова, Николая и Людмилы Статных, Ивана Шмидта – «формалистов», транслирующих другое ощущение времени в экспериментально смелых художественных высказываниях. Ретроспекция экспозиции показывает, насколько современники, но не сверстники, были людьми разных эпох, какой ярко выраженной образно-пластической системой и сугубо индивидуалистской, критической или оппозиционной, вплоть до отторжения от реальности, они обладали и обладают.
Достаточно вспомнить творчество Виталия Карманова – экспериментатора формы, язвительно разоблачающего идеологию «совка» и пародирующего темы «соцзаказа». Насколько разные художественные реакции у них возникали в условиях вялотекущих процессов и последующего за ним хаоса. Тогда «горизонты» казались закрытыми, а численность отделения составляла менее 30 человек.
Но следующая за ними группа художников, рожденных на рубеже шестидесятых: А. Гаврилов, А. Архиповский, А. Попов, А. Брызгунов, С. Шаталов, А. Храбрый, Е. Гаврилова формировались в среде, едва ли не самой свободной по критериям новой художественности 1990-х и «нулевых» годов. Отметим, что наше, местное сообщество художников, отличалось благожелательностью к формальным экспериментам своих коллег, оставаясь достаточно строгим на выставкомах.
В целом, в этот период изобразительное искусство Сибири характеризуется многообразием художественных стилей и эстетических концепций. Одни пережили увлечение этноархаикой (А. Суслов, О. Комаров, Н. Спесивцева, Л. Арбачакова). Другие ушли в переоценку опыта русского и зарубежного авангарда начала XX века: в неодекоративизм (Н. Мигулин, Е. Сиротюк, А. Думлер, А. Архиповский, С. Соломатин, Е. Гаврилова); в русло экспрессивно-живописного и абстрактного направлений (Н. Ротко, А. Попов, В. Спесивцев (в графике), Е. Чепис). Менялись, искали и находили для себя новые «горизонты» в разных и даже противоположных пластических системах, но большинство предпочло язык экспрессий. Не прямое отражение реальности, но арсенал экспрессивных средств – интерпретирующей функции искусства как более действенной формы репрезентации новых смыслов.
Но обратимся к современной части экспозиции. Здесь экспонируются работы зрелых и молодых членов новокузнецкого отделения, определяющих ныне основные художественные направления в творческой среде, часть из которых имеет полувековой стаж работы в изобразительном искусстве. Некогда «молодое» поколение как-то незаметно перешло в ранг «старших»: Е.П. Башарина, И.Б. Бессонов, Н.А. Ротко, А.В. Суслов, П.П. Рещиков, А.М. Гаврилов. Оставаясь, тем не менее, в творческом активе, в который на рубеже девяностых и «нулевых» вписались младшие современники: Анатолий Думлер, Алевтина и Александр Архиповские, Елена Гаврилова, Вадим и Наталья Спесивцевы, Людмила и Сергей Якунины, Руслан Высоцкий, Анатолий Храбрый. Эти «свободные» художники, до сих пор не позволяют себе простоев, обладают огромной рабочей самодисциплиной. Они выпускники разных школ: от Харькова до Владивостока - непохожие, противоположные по мирочувствованию и пластическим средствам, работающие без оглядки на авторитеты. (Как это бывает, когда в среде количественно превалируют коллеги одной-двух школ).
Творческое кредо ныне активно действующих художников: П. Рещикова, Е. Башариной, В. Пешкова, В. Васильева, С. Стригина, А. Архиповского, А. Ковригина состоит в продолжении классических традиций российской школы, в стремлении к объективному отражению и поэтичному воспеванию натуры. Эта линия следования есть в тонкости акварельных разработок пейзажного жанра Е. Гавриловой и А. Суслова; в мастерстве и профессиональной культуре В. Спесивцева, Я. Хмель, С. Стригина, Т. Никулиной. Была она в пейзажном жанре В. Лукьянчикова и А. Брызгунова. Словом, есть это крепкое крыло традиций в изобразительном искусстве Новокузнецка.
Есть и крыло диаметрально противоположных авторов, чье мироощущение оказалось более восприимчивым к жесткой детерминации социальными и идеологическими бурями. Оно в той или иной мере наблюдается у старших и младших, предпочитающих язык стилизаций, обобщений и экспрессий.
Для И.Б. Бессонова отстраненность от дисгармонии социума выразилась в уходе во внутреннюю жизнь, погружение в жизнь моделей и героев композиций, исполненных в оттенках печали, к сфере духовной в евангельских композициях. Границы формы, абрисы и колорит со временем у него станут все более эфемерными, ибо он пишет хрупкий мир, как бы держась от реальности на расстоянии вытянутой руки.
Для Александра Суслова формой отстранения стал уход в неосимволистскую эстетику с надмирными символами и знаками. В воплощение сверхчувственных и интеллектуальных идей о единстве современности с евразийской историей и культурой, в кодировку смыслов, изобретение собственного художественного языка, более того, – формы.
Более прочные связи с предметным миром отмечаются в пейзажах А. Храброго, А. Архиповского, А. Гаврилова, демонстрирующих ту меру и силу экспрессии, которая преображает натурные виды в формат «пейзаж-картина».
Рассматривая в русле тезиса «искусство как форма познания действительности и способ ее отражения», приглядимся к творчеству следующего поколения современников. Оно демонстрируют иную шкалу реакций, достаточно широких: от насмешливого, порой, язвительного отношения к явлениям общества средствами смыслового и пластического гротеска (С. Шаталов, А. Гаврилов, А. Брызгунов), до ухода в мир иллюзорных образов красоты (Н. Спесивцева). Или в упоение живописной декоративностью пластики и цвета (Е. Гаврилова, А. Думлер, Н. Спесивцева, В. Федоров).
После А. Бобкина и В. Карманова эту линию по своему продлил А. Гаврилов, с его склонностью к иронической отстраненности к персонажам в графических притчах, выполненных в гротескных формах, в сюжетах «ню»; в знаковой форме избыточных по набору натюрмортов. В теплом юморе прикладников А. Архиповской, О. Комарова, Р. Багаутдинова, С. Петриной, в интерьерных натюрмортах В. Спесивцева, использующих средства народной культуры, фольклорных представлений о красоте, опять же экспрессивных в абрисах, ритмах, фактурах и цвете. В иронически-сочувственном отношении к «шахтерской» теме, некогда главной в искусстве Кузбасса, в пластических интерпретациях А. Богданова, нагруженных смысловым подтекстом.
Некая отстраненность от сиюминутного усматривается в ряде произведений Е. Зерфус, в пластике кущ деревьев и садов, в замкнутости на себе моделей ее портретов. Для Никиты и Ильи Ключниковых, Ярославы Хмель искусство – сфера прекрасного, идеального. Они воспроизводят миры, зачастую не имеющие прямого отношения к реальности. Неоромантическая культурная традиция в творчестве этих молодых художников обращена к мифологии, образам «сада», Эдема. Герои Ключниковых – условны, у Ярославы – предметно убедительны и даже порой фотореалистичны. Но суть общая – оторванность от земного, противопоставление ему высших сфер, образов духовного и фантастического.
Среди молодых отметим трех-четырех авторов, чье творческое сознание обращено к реальности и даже к ретроспективному пересмотру фундаментальных ценностей местной социальной и техногенной истории: В. Суслова, И. Храброго, А. Богданова. Тему главного продукта Кузбасса (уголь и металл), осознаваемую под знаком «плюс» художники решают в романтическом и эпическом ореоле средствами резких цветовых контрастов, ракурсов, смещенных планов и акцентированных ритмов. Оценка экологических последствий индустриализации Кузбасса у Е. Чепис напротив – со знаком «минус» (серия листов и ряд картин).
Прикладное искусство сосредоточено в руках всего нескольких художников. Двадцать лет назад в новокузнецкое сообщество влились известные к тому времени мастера объединения «Прокопьевская береста» под руководством Е. Животова. Их творческие открытия возможностей бересты как материала стали чрезвычайно успешным опытом синтеза традиций российской народной культуры и школы профессионального мастерства. За ними в СХ пришли станковисты, укрепившие позиции художников в творческой среде Прокопьевска и внесшие разнообразие в общую картину творческих концепций, жанровых и видовых категорий изобразительного искусства Новокузнецкого отделения. Да так, что экспозиции декоративно-прикладного искусства теперь демонстрируют разные возможности и техники: в гобеленах Л. Якуниной, в знаковых аппликациях А. Архиповской, в керамической скульптуре А. Богданова и панно А. Добровольской, в берестяной пластике Р. Багаутдинова и О. Комарова, в туесах В. Шмидта и В.Федорова.
За тридцать лет деятельности Новокузнецкого городского отделения ВТОО «Союз художников России» произошла смена поколений, выросла численность организации, объединяющая 56 профессиональных мастеров искусства: живописцев, графиков, скульпторов, монументалистов, художников декоративно-прикладного искусства, искусствоведов. Четверо удостоены почётного звания «Заслуженный художник России», двое – «Заслуженный работник культуры РФ», один – научного звания «Академик Российской Академии художеств», четверо – «Народный мастер России», двое «Народный мастер Кузбасса». За последние пять лет в члены ВТОО «Союз художников России» принято 19 человек, организовано объединение молодых авторов и кандидатов для подготовки и приема в «СХ». Увеличилось число участников региональных, российских и зарубежных проектов.
Наряду с творческой деятельностью тринадцать человек преподает на художественных отделениях Детских школ искусств и Областного колледжа. Наши мастера многосторонне умелы, могут работать как в станковых формах, так и в прикладных. Группа художников под руководством Л.И. Ключникова занимается храмовым искусством – монументальной живописью и иконописью; П.П. Сиротюк – храмовой росписью. Работают в традициях художественной росписи по металлу (О. Ротко), в технике бересты (В. Шмидт, Р. Багаутдинов, В. Федоров), гобелена и батика (Л. Якунина, А. Архиповская, Г. Назарова); эмали (П. и Е. Сиротюк). Создают скульптурные памятники и мозаики, разрабатывают художественные проекты, проекты музейных экспозиций и арт-объекты (В. Ерофеев), создают декоративно-монументальные росписи стен и проводят реставрационные работы, иллюстрируют печатные издания. И много чего еще, что может быть востребовано современным обществом и на что может откликнуться художник, знающий, что такое труд и постоянное напряжение физических и интеллектуальных сил.

Время уходит – память остается…

Среди нас нет уже 17 товарищей, оставивших огромное художественное наследие. Добрая память и светлая печаль обо всех ушедших и безвременно покинувших этот мир.
В моей благодарной памяти хранятся воспоминания о частых встречах в мастерских, шумных спорах о политике и искусстве, о всеобщем дружеском расположении. Как жили бурно, с безразличием к благополучию, ощущая свою личную свободу и личное пространство творчества как самую высшую ценность. Но, не смотря на безрассудное, порой, к себе отношение и некоторое пренебрежение к житейскому, здесь в мастерских, за окнами которых пролетает жизнь, художники успевают жить полнокровно, заполняя стены, ниши и антресоли своими произведениями, регулярно извлекая их на свет, показывая зрителям.

Татьяна Высоцкая

Поделись