О Новокузнецком отделении СХР

Первый этап формирования местного  профессионального искусства был обусловлен строительством КМК в тридцатые годы: завод стал заказчиком строительства культуры нового типа. Второй этап инициирован возведением Западно-Сибирского комбината. Тогда, в 1957 году, руководством города была приглашена большая группа архитекторов и художников - тринадцать выпускников Ленинградского  института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. А далее включились механизмы саморазвития художественной среды, поддерживаемые организационными мероприятиями  по линии Союза Советских художников.

Следующий этап, определяемый творчеством "семидесятников", связан с дальнейшим формированием собственной художественной интеллигенции города из числа местных уроженцев, окончивших разные училища и вузы страны. Очередное поколение художников привнесло в местное профессиональное искусство не только новые образно-пластические идеи, но и новые техники и виды творчества - художественное проектирование , плакат, декоративно-монументальное искусство, искусство керамики и росписи по ткани. Причём производственную базу художникам приходилось создавать самим, в соответствии со своей специализацией - скульптура, керамика и батик.

К началу восьмидесятых годов сложились базовые условия для развития всех видов искусства, накопился опыт работы. В дополнение к художественно-производственным мастерским Художественного фонда РСФСР  в 1984 году открылся филиал "Росмонументискусство" (через который исполнялись заказы на художественное проектирование, изготовление витражей, металлопластики); в трёх района города сдана в эксплуатацию серия индивидуальных творческих мастерских, в 1986 году начал действовать Дом творческих союзов с выставочным залом. Именно к концу этого десятилетия художественная жизнь Новокузнецка становиться более живой и интенсивной. Складывается группа творчески сильных авторов, в число которых вошли художники-графики А.С. Холодов, А.А, Бобкин, Н.П. Мигулин, Н.С.Статных, И.Б. Бессонов, А.А. Каменев. В числе живописцев, отличавшихся яркой индивидуальностью творческого почерка, были И.А, Лебедев, И.Д. Бунин, Я.В. Курдюмов, В.А. Карманов, Л.Л. Статных. Группа художников работала в керамике, здесь ведущие позиции занимал А.Н. Ротко, поражавший коллег своей энергией, пластическим разнообразием и  масштабностью декоративных форм; А.В. Марфин, В.А. Эрмиш, Г.И. Елин. В декоративно-монументальном искусстве продуктивно работали В.Ф. Лукьянчиков, В.В, Чепуренко, И.А. Лебедев, Н.П, Мигулин, в скульптуре - А.И. Брагин.

Что касается станковых форм искусства - живописи и графики, то и здесь к описываемому периоду произошли существенные перемены.

 

Поделись